Что такое e-commerce и как устроена онлайн-торговля?

E-commerce (электронная торговля или коммерция) охватывает все платформы и сервисы, где оплата производится онлайн. В первую очередь это интернет-магазины, которые принимают электронные платежи.
Типы электронной торговли
E-commerce включает не только финансовые и торговые транзакции через сети, но и глобальные бизнес-процессы, связанные с этими транзакциями. Сегодня это электронные покупки и продажи товаров через онлайн-сервисы или интернет, мобильная коммерция, электронные переводы средств, управление цепочками поставок, интернет-маркетинг, онлайн-обработка транзакций, электронный обмен данными (EDI), системы управления запасами и автоматизированные системы сбора данных.

Виды e-commerce
Электронную торговлю можно классифицировать по двум основным признакам:

Что продают:
  • Физические товары: продукты, одежда, мебель, электроника, бумажные книги.
  • Цифровые товары: музыка, фильмы и сериалы, электронные книги, онлайн-курсы.
  • Услуги: фотосъемка, уборка, помощь с переездом и др.
Кому продают:
  • B2C (business to consumer): интернет-магазины, продающие товары и услуги напрямую потребителям.
  • B2B (business to business): компании, продающие товары и услуги другим компаниям.
  • C2B (consumer to business): физические лица предлагают товары и услуги компаниям, например, дизайнеры и программисты на аутсорсинге.
  • C2C (consumer to consumer): частные лица продают друг другу товары и услуги.
  • G2B (government to business): государственные органы поставляют услуги бизнесу, например, использование радиочастот.
  • B2G (business to government): компании поставляют товары и услуги государству.
  • C2G (consumer to government): потребители оплачивают госуслуги.
Самые распространенные типы — B2C и B2B.
Как развивается e-commerce в России и мире?

С ростом цифровизации e-commerce стала ключевым драйвером изменений в мировой экономике. Сегодня доступ к электронной коммерции возможен с любого смарт-устройства. Количество уникальных пользователей мобильных телефонов на начало 2024 года составляет 5,61 млрд.
Основные данные:
  • В 2023 году россияне сделали более 5 млрд заказов, что на 78 % больше, чем по итогам 2022.
  • в 2023 году объем онлайн-продаж товаров в РФ вырос до 8,26 трлн рублей.
  • В 2024 году число онлайн-покупателей достигло 2,71 млрд человек.
Китай является абсолютным лидером в сфере онлайн-торговли: там покупка товаров онлайн занимает более половины всего рынка розничных продаж. Следом идут Южная Корея, США и Западная Европа.

По прогнозу Data Insight, в 2024 году объем продаж на российском рынке e-сommerce достигнет 10,2 трлн рублей, рост составит 30%.

Поддержка e-commerce регулируется нацпроектом «Цифровая экономика».
Самые успешные кейсы e-commerce:

Alibaba: Монополист китайского рынка e-commerce, работает в направлениях B2C, B2B и C2C.
JD.com: Главный конкурент Alibaba, работает по модели Amazon с собственными складами и службой доставки.
Amazon: Крупнейший розничный продавец в сфере e-commerce в США, использует собственные склады, доставку и даже дронов.
eBay: Сервис онлайн-аукционов C2C, известен коллекционными и антикварными товарами.
ASOS: Британский маркетплейс, специализирующийся на одежде, обуви и косметике.
Wildberries: Крупнейший российский онлайн-ретейлер, продающий широкий ассортимент товаров через собственные склады и пункты выдачи.
Ozon: Один из крупнейших российских маркетплейсов, продающий широкий спектр товаров и услуг.
«Яндекс.Маркет»: Российский маркетплейс, предлагающий множество моделей сотрудничества для продавцов.

Будущее электронной торговли

Рынок e-commerce продолжит расти. К 2040 году до 95% всех покупок будут совершаться в интернете. Среди глобальных трендов — осознанное потребление, омниканальный шопинг, внедрение дополненной и виртуальной реальности, «невидимые» платежи и оплата по лицу.

Электронная торговля движется к персонализации: за счет «умного» поиска, персональных рекомендаций, онлайн-стилистов и других инструментов. ИИ будет анализировать покупки и предпочтения, составляя персонализированные рекомендации.

tradeboostconsulting@gmail.com
+7 495 374 76 46
Made on
Tilda